Продажа невостребованных складских запасов заводов России и СНГ: большой ассортимент оборудования, авто запчастей и материалов.
Есть вопросы? Напишите нам

Новости
Полезная информация, статьи
Отзывы о работе
Услуги для бизнеса

Как избавиться и избежать неликвидов?

Сначала определимся что такое неликвид и почему важно избегать их появления, а также своевременно и эффективно реализовывать неликвиды.

Словарь Ожегова: Неликвид - Имущество, которое не может быть использовано в данном предприятии и подлежит ликвидации, продаже.

Исходя из данного определения все становится ясно для оборудования, запчастей, сырьевых и упаковочных материалов – если предприятие не может их использовать по какой-либо причине, то этот товар/материал считается неликвидом и от него нужно как можно скорее избавляться. Ситуация сложнее у торговых и производственныхкомпаний, когда речь идет про товары. Эти товары вроде-бы продаются, но медленно или с небольшой наценкой или хранение стоит дорого… Каждая компания по-своему определяет срок, после которого товар считается неликвидом, но существует простая формула для оценки срока после которого, товар уже не выгодно хранить. Это значение отличается для разных товаров, в зависимости от прибыльности товара, наличия и стоимости заемных средств, стоимости хранения, отсрочки платежа клиенту и поставщику.

Реальная стоимость неликвида

Какова судьба товара или оборудования после признания его неликвидом? Обычно продажа за минимальные деньги, продажа со скидкой либо утилизация. Все варианты несут убытки для компании. Особенно списание по утилизации, ведь данная операция проводится за счет чистой прибыли компании. Размер дополнительной выручки для компенсации затрат вычисляется по формуле:
Стоимость продукции / прибыль = выручка, необходимая для возмещения стоимости затрат утилизированной продукции

На практике определить неликвиды можно следующим способом (потребуется использование информационной системы):
1. Отчет по движению товаров. Если движения не было более 90 дней – это повод для анализа.
2. Выгрузить отчет с товарными остатками и проверить товары со статусом «блок» и «контроль качества». Для товаров со статусом «контроль качества» проверьте дату перевода в этот статус.
3. Выгрузить отчет с материалами с истекающим сроком годности. Обычно это 3 месяца до даты окончания срока годности плюс 1-2 месяца на продажу, итого 5 месяцев. Товары, которые имеют 5 месяцев и менее до окончания срока годности – это потенциальные неликвиды.
4. Пройтись по складу / цеху и визуально обнаружить оборудование, которое не используется, пылится в дальнем углу.
Удобный файл для отслеживания таких материалов можно скачать по ссылке: ----(в приложении)

Способы избавления от неликвидов

Понимая важность сокращения уровня неликвида и обнаружив их у себя на складе/производстве, переходим к разработке действий по избавлению от неликвидов.

Следующие меры обычно используются торговыми и производственными компаниями:
1. Продажа со скидкой. Чтобы быстро избавиться от неликвида рекомендуем делать существенную скиду (>30%) и дополнять ее существенным бонусом для отдела продаж. Напоминаем, что ваша задача – сократить убытки.
2. Специальные предложения: два в одном, или неликвид идет в подарок к востребованному товару.
3. Возврат поставщику. Работает для товаров
4. Благотворительность. Вы помогаете людям при этом ничего не зарабатывая сейчас. Зато вы сокращаете свои расходы
5. Утилизация.Предполагает дальнейшее использование некачественных и испорченных продуктов или материалов не по прямому назначению (ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»)
6. Уничтожение. Списание за счет прибыли и оплата работы компании-утилизатору. Используйте, когда других вариантов не осталось.

Как избежать появления неликвидов в будущем

Теперь, когда мы знаем, что такое неликвид, как их обнаружить и как избавиться, самое время подумать, как избежать их появления в таком количестве в будущем.
1. Провести мозговой штурм с командой закупщиков и продавцов по имеющимся результатам. Разберите самый вопиющий случай по методу «5 почему», также полезно построить диаграмму Ишикавы.
2. Согласовать план действий (кто и что будет делать по-другому в будущем). Привожу ниже идеи для такого плана:
a) Описание процессов и их исполнение (закупка, резервирование товара, продажа, учет, оценка поставщика, закупка по акции/скидке)
b) Ранжирование товаров. Для начала поможет ABC/XYZанализ.
c) Определить нормативы наличия товара в днях по ключевым товарам и начать еженедельно отслеживать результаты (факт против цели).
d) Уровень обслуживания клиентов. Если он приближается сейчас в 100%, то у вас значительно больше запасов, чем требуется. Нормальный уровень сервиса 90-95% позволит сохранить баланс затрат и прибыли.
e) Минимальные партии закупки товара. При небольших партиях и частых поставках риск появления неликвида незначителен.
f) Обучение сотрудников. Многие просто не знают основы управления запасами и учатся «на практике».
3. Внедрить мотивацию, привязанную к результатам по уровню запасов и объёму неликвидов
4. Автоматизация управления запасами. Позволит почти полностью избежать человеческих ошибок и освободить до 80% времени закупщиков.
5. Использовать специализированные сервисы по реализации неликвидов. Эти сервисы не помогут вам избежать появление неликвидов, но зато дадут возможность быстро реализовать неликвиды заинтересованным компаниям.

Надеюсь данная статья будет вам полезна в систематизации знаний по управлению запасами и грамотной работе с неликвидами. Если потребуется помощь – наша компания готова провести диагностику и разработать комплекс мер, подходящих именно вам. Экспресс-диагностика и консультация, сейчас и всегда – бесплатно.

С уважением,
Сергей Масягин
Директор компании
www.MWpartners.ru

Опубликованно: 15 августа 2016 г.